Человечество уже достигло той степени зрелости, когда оно может позволить себе шагнуть
за пределы своей колыбели и приступить к освоению иных планет Солнечной системы. Речь идет об огромном пространстве,
которое будет приспособлено для человеческого поселения, а также о возможности распространения цивилизации за пределы Земли
и о шансе на создание такой ее разновидности, которая будет менее уязвима перед природными или социальными бедствиями.
Запасная среда обитания необходима людям для того, чтобы застраховать хрупкую земную цивилизацию от возможных последствий
космических катастроф, подобных столкновению с крупным астероидом или кометой, и в случае глобальных изменений, которые
могут сделать нашу планету непригодной для жизни. И такой приемлемой средой обитания для землян может стать наш ближайший
сосед Марс - таинственный и интригующий.
Марс, с его огромными территориями, уникальными геологическими особенностями и
совсем неприветливым климатом, может быть освоен только в процессе совместной работы людей и машин. Полуавтономные машины
будут необходимы для выполнения чрезмерно утомительной и опасной для людей работы: аэрофотосъемка и разведка,
создание складов и обеспечение защиты в длительных полевых поездках, а также перевозка огромного количества геологических
образцов. Поэтому сейчас ведутся работы по созданию таких марсоходов, которые могли бы стать для исследователей
своеобразным домом, необходимым для проведения поисковых работ в течение нескольких дней. Несмотря на то что марсианская
экспедиция может обойтись в астрономическую сумму, необходимо помнить, что подобные проекты предусматривают разработку
новейших технологий, находящих широкое применение в том числе и на Земле. И они способны довольно быстро оправдать все
затраты. Так, по мнению американских специалистов, полет на Луну, который, конечно, стоил в 4 раза
меньше самого дешевого марсианского проекта, окупился за счет коммерческого использования передовых космических
разработок.
Прежде чем ставить вопрос об освоении и заселении новой планеты, необходимо проделать
огромное количество прикладных и фундаментальных научных исследований, которые дадут ответы на такие вопросы: насколько
состав и внутреннее строение Красной планеты отличаются от земного, чем разнилось эволюционное развитие двух планет и какие
ресурсы на поверхности Марса будут доступны для будущего использования? Ученым предстоит также выяснить, были ли прежде у
Марса плотная атмосфера и океаны, остался ли где-то такой необходимый компонент существования, как вода, какие
климатические изменения испытал он за свою долгую геологическую историю, каковы причины этих изменений и насколько устойчив
климат планеты сегодня. И еще - имела ли на Марсе место химическая эволюция, которая могла бы привести к формированию
органических молекул, то есть жизни, и можно ли ее следы обнаружить где-нибудь сегодня.
Отправка даже одной экспедиции на Марс связана с огромными финансовыми затратами, которые,
по некоторым оценкам, могут составить 100 млрд. долларов, и огромным риском для экипажа, поэтому подготовка к столь
серьезному шагу должна быть не только всесторонней, но и требующей совместных усилий мирового сообщества. В настоящее время
только две страны - США и Россия - способны самостоятельно создать межпланетный комплекс для высадки на Марсе человека. Хотя
успех такого грандиозного проекта возможен только на основе международной кооперации, и в этой связи существуют различные
варианты сотрудничества.
Американские специалисты считают, что экспедиция должна провести на Марсе 500 дней, то
есть общая ее продолжительность может составить почти три года. Сам же план получил впечатляющее название «1 000 дней». В
российских же проектах, более осторожных в связи с огромным опытом работы на орбите, пребывание космонавтов на планете едва
ли превысит несколько дней. Согласно предлагаемому Россией плану марсианской пилотируемой экспедиции элементы корабля для
сборки в единый комплекс должны быть прежде доставлены на околоземную орбиту (исходя из всех расчетов, вес МКК составит 600
т, и с Земли поднять такую махину не удастся). 3атем этот комплекс с помощью двигательных установок должен выйти на
межпланетную траекторию и в течение нескольких месяцев лететь к Марсу. На подлете к Красной планете комплекс затормозится и
выйдет на околомарсианскую орбиту, потом от основной части комплекса отделится специальный посадочный корабль, в котором
экипаж экспедиции (или его часть спустится на поверхность Марса. А после выполнения работы экипаж на взлетном модуле,
находящемся в составе посадочного корабля, возвратится на комплекс и экспедиция возьмет курс к Земле.
Выбор из возможных вариантов создания комплекса делается с учетом основных критериев: обеспечение безопасности экипажа,
стоимость, исследовательские возможности экспедиции, перспективность уже разработанных технических решений применительно
к другим проектам, а также обеспечение высокой вероятности благополучного возвращения экипажа на Землю. Особое внимание
уделяется жилому модулю, включающему в себя радиацыонное убежище с каютами для членов экипажа, средства жизнеобеспечения,
командный пост, аппаратуру управления полетом, солнечные батареи и шлюзовую камеру. Наиболее эффективным двигателем
для использования на марсианском корабле, по мнению российских специалистов, является электрореактивный двигатель.
В американском проекте для уменьшения веса космического корабля используется идея Роберта
Зубрина, предусматривающая производство топлива на Марсе непосредственно из местных ресурсов. Для этого на Красную планету
необходимо доставить водород и ядерную силовую установку, которая обеспечивала бы электричеством и жилой комплекс, и завод
по производству метана - его планируют получить из водорода, привезенного с Земли, и углекислого газа, взятого из
марсианской атмосферы. Используя химическую реакцию Сабатье, из углекислого газа и водорода получают кислород и
метан. Шесть тонн водорода, доставленного с 3емли, позволят в течение 6-8 месяцев произвести 84 т жидкого кислорода и 24 т
метана, последнего должно быть достаточно и для заправки модуля, предназначенного для возвращения космонавтов, и для
обеспечения горючим марсохода, который останется работать на планете. Причем, по замыслу Роберта Зубрина, горючее должно
быть готово еще до прилета землян на Марс. Таким образом, на Марс ежегодно придется посылать 2 корабля - один с
космонавтами, другой - с комплексом для производства горючего для следующей экспедиции (их совместная стоимость - около 50
млрд. долларов). Российские ученые считают эту идею в перспективе плодотворной, но убеждены, что в первой пилотируемой
экспедиции ее использование преждевременно. Российские специалисты предлагают также не посылать на Марс заводы
по производству химических элементов горючего, а напрямую использовать углекислый газ, взятый из марсианской атмосферы, в
качестве окислителя порошкообразных металлов. Наиболее же перспективным горючим для двигателя, по их мнению, является
магний, легко воспламеняющийся в среде из углекислого газа.
В любом случае первая марсианская миссия стартует только тогда, когда все
необходимое для ее осуществления будет находиться в полной готовности. Нам же остается только ждать.