Стране
нужны деньги для строительства дорог и государственные мужи напряженно
думают, где их взять. Одни предлагают Национальному банку заплатить
налог с еще не полученной прибыли, другие размышляют над увеличением
транспортного сбора, а третьи предлагают ввести дополнительный налог на
топливо.
В любом случае всем автовладельцам Украины
придется раскошелиться на строительство дорог. Для этого есть очень
благовидный предлог - подготовка к Евро-2012. Но есть еще президентские
выборы, в преддверии которых, повышение налогов будет играть против
некоторых кандидатов. Возможно, именно поэтому не были приняты два
законопроекта, предложенные «Укравтодором».
В первом документе шла речь о введении дополнительных налогов на
топливо. В частности предлагалось увеличить уровень сбора для моторных
бензинов на 64% - до 180 евро/тонна с 1 января 2010 года. Сборы по
дизельному топливу предлагали повысить на на 170%. В зависимости от
содержания в нем серы налог предлагали установить в пределах от 55
евро/тонна до 120 евро/тонна. Согласно расчетов «Укравтодора», объем
дополнительных поступлений в бюджет в 2010 году должен составить 7,3
млрд. грн.
Во втором подготовленном «Укравтодором» законопроекте предлагалось установить с 1 января 2010 года ставки топливного сбора на бензин
и дизельное топливо в размере 0,55 грн. за 1 л, которые будут взиматься
с конечного потребителя. Принятие такого законопроекта позволило бы
привлечь в государственный бюджет Украины на 7,5 млрд. грн. в течение
2010 года.
Вместо этого парламент принял закон №4735-1 "О внесении изменений в
законы Украины "О Государственном бюджете Украины на 2009 г." и "О
Национальном банке Украины". Согласно документа, Национальный банк
Украины должен выделить 9,8 млрд. грн. на подготовку к Евро-2012.
Однако президент Украины воспользовался правом вето и не пропустил
закон. Вполне возможно, что вето президента будет преодолено и деньги
для строительства дорог будут выделены.
Еще один возможный источник финансирования дорожного строительства -
кредитование. Мировой банк уже согласился выделить Укравтодору кредит в
400 млн. долл. Заем предоставляется на 17 лет с возможностью продления
до 30 лет, из них 5 лет - льготный период погашения с плавающей ставкой
до 1,5%. Львиная доля этой суммы уйдет на ремонт и реконструкцию
участка дороги Киев - Харьков - Довжанский от Борисполя до Лубнов.
Очевидно, что этот кредит - капля в море.
Руководитель Государственной службы автомобильных дорог Вадим Гуржос
говорит, что 85% дорог нашей страны не соответствуют стандартам
безопасности и не готовы к приему чемпионата Европы по футболу. Точную
сумму, необходимую для приведения в порядок украинских дорог, он
назвать не смог, однако сообщил, что для ремонта 1 км автодороги второй
категории требуется около 1-1.5 млн. гривен, для капремонта 10-15 млн.
Общая протяженность дорог Украины -170,5 тыс. км.
Сейчас неизвестно, где государство возьмет средства для ремонта
существующих и строительства новых дорог. В случае принятия
предложенных «Укравтодором» вариантов дорожные работы будут оплачивать
только автомобилисты. Если парламент преодолеет вето президента,
строительство дорог профинансирует Нацбанк. В таком случае
национальному банку, скорее всего, придется включать печатный станок
для обеспечения финансирования.
|